Калашник А.Д.

МОУ «Прибрежная ООШ Новооскольского района

Белгородской области

Тема: Повторение о глаголе как части речи.

4 класс, УМК «Школа России»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи.

Задачи урока: 1. Способствовать самостоятельному добыванию и применению знаний в разнообразных ситуациях урока. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию орфографической зоркости.

2. Обеспечить развитие  коммуникативных умений учащихся слушать и слышать учителя и своих товарищей, выражать свою точку зрения по изучаемым вопросам.

3. Способствовать развитию творческого воображения, внимания, памяти, мышления, речи учащихся, интеллектуальных способностей детей.

4. Создать условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ученика в грамматической и синтаксической структуре родного языка.

5. Содействовать воспитанию эстетических чувств, воспитания интереса и любви к русскому языку.

Оборудование: музыкальная запись песни  М Пляцковского «Чему учат в школе», толковые словари В.И.Даля, Д.Н. Ушакова и детская энциклопедия «Я познаю мир». 

Методические приёмы: Постановка проблемной задачи для определения темы урока, работа со словарными словами в пословицах, самостоятельная работа, фронтальная, работа в парах, исследовательская работа в группах.

Ход урока.

Оргмомент. Эмоциональный настрой учащихся.

(Личностные: освоения личностного смысла учения, желания учиться

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.)

- Улыбнитесь друг другу и настройтесь на хорошую плодотворную работу. Готовы?

 Девиз нашего урока:

 «Учись, смекай, активным будь!

    И к знаниям откроешь путь!»

2. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

(Личностные: формирование интереса к изучению предмета

Регулятивные: определение цели учебной деятельности.

Познавательные: овладение логическими действиями анализа и синтеза.)

Музыка. Вьюга. Буквы перемешались. Не можем определиться с темой урока.

-  Тему урока вы узнаете, когда расшифруете анаграммы и найдёте лишнее слово. (Работа в группах постоянного состава)

      Анаграммы:

УАМСМ

ЬАОСТЗРН

АОЛЛГГ

ОЕАСТЧН

(Глагол – часть речи. Сумма, разность, частное – названия математических действий.

3. Активизация субъективного опыта учащихся. Мозговой штурм. (фронтальная работа). 

(Познавательные общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процессов и результата деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения)

- В качестве разминки проведём «Мозговой штурм». Вспомним всё, что мы знаем о глаголе.

Определяем тип урока и ставим цель.

Мы

На доске написаны слова: шагает, качаю, смотришь, ласкаешь, нападаете, гадаем, шагают, чистит.

-  Определите лицо данных глаголов.

(Качаю, ласкаешь, чистишь, шатает, гадаем, нападаете, шагают.)

- Что такое спряжение?

(Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.)

- Сгруппируйте данные глаголы по лицам.

(К первой группе относятся глаголы первого лица: качаю, гадаем. Ко второй – глаголы второго лица: ласкаешь, чистишь, нападаете. Третью группу составляют глаголы третьего лица: шатает, шагают.)

- Объедините данные глаголы по числам.

(В первую группу войдут глаголы единственного числа: качаю, ласкаешь, чистишь, шатает. Во вторую – глаголы множественного числа: гадаем, нападаете, шагают).

-  Как определить тип спряжения глагола?  

(По суффиксу в неопределённой форме или по ударному окончанию).

-  Сгруппируйте данные глаголы по типам спряжения. Не забудьте глаголы-исключения.

(К 1 группе относятся глаголы: шагает, качаю, ласкаешь)  

- Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

(Глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)

- Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

   Глаголы II спряжения имеют окончания -у(-ю),-ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) 

-Что мы знаем о написании окончания глаголов второго лица единственного числа?

(Глаголы второго лица единственного числа имеют окончания – ешь, – ишь и пишутся с ь).

4.  Минутка чистописания.  

(Личностные УУД: создать условия для приобретения, расширения знаний и способов действий.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: повторение звуко-буквенного анализа слова, морфологических признаков глагола, синтаксический разбор простого предложения.

Коммуникативные: развитие умения составлять предложения, выражать свои мысли)

        Посмотрите на образцы в своих тетрадях. ( -иш, -еш) Как сделать, чтобы написанные сочетания букв превратились в окончания в глаголы второго лица единственного числа?

- Подготовим руку к письму, обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите, выполняя правильные соединения букв. Не забывайте о правилах посадки.

- Запишем слова: шагаешь, качаешь, смотришь, летишь.

- Составьте предложение с одним из этих словом. Запишем самое красивое предложение и сделаем его синтаксический разбор

Шагаешь ты осенью по лесу и любуешься необыкновенной красотой природы.

 

5. Словарная работа.  (работа в парах)

(Личностные: ценить и понимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», трудолюбие», «настоящий друг»

Регулятивные: развитие навыков самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, находить главную мысль в каждой пословице, овладевая навыками смыслового чтения, умение работать в паре, договариваться друг с другом.

Познавательные: решение грамматико-орфографической задачи, овладение логическими действиями анализа и синтеза).

- Как называются предложения, которые перед вами?

- Выпишите из этих пословиц словарные слова, выраженные именем существительным, ставя их в начальную форму.  Образуй от этих слов глаголы, определи спряжение получившихся глаголов.

 

Работаем в парах. Напоминаю правило: «Работаем дружно, сообща. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант. Выполняем задание.»

 

1. В умной беседе быть - ума прикупить.

2. Мороз невелик, а стоять не велит.

3. Доброе братство дороже богатства.

4. Всякому нужен и обед, и ужин.

 5. Работе -  время, потехе - час.  

 

  1. 6.    Физминутка музыкальная («…про глагол и про тире и про дождик на дворе…») – дети выполняют танцевальные движения 

(Личностные УУД: укрепление здоровья младших школьников

Регулятивные: формирование чувства прекрасного, ритма, пластики и эстетических чувств.)

 

  1. 7.     Работа с учебником.
  2. 8.              Игра «Будь внимателен»

(Личностные УУД: укрепление здоровья младших школьников

Регулятивные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты).

- Я назову вам глаголы, если это:

глагол настоящего времени – руки на пояс;

глагол прошедшего времени – присядьте;

глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют.)

9. Работа в группах Упражнение «Четвёртый лишний».

- Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. Запишите это слово и докажите свой выбор.

4 группа 1. Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.) фонетический

2. Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.) морфологический разбор

3. Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.) по составу Составить словосочетания с этим глаголом)

4. Играл, говорил, напишет, насмешил. (Напишет – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего) Запишите однокоренные

Взаимопроверка (обмен тетрадями)

 

 

  1. 9.    Усвоение новых знаний и способов действий. Мини-исследование

(Регулятивные: использовать в работе дополнительную литературу.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, учиться слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

На первом уроке мы с вами говорили о глаголе: «Такой знакомый незнакомец». Во время изучения темы мы многое узнали.

– Как вы думаете, теперь всё  мы знаем о глаголе?

 Чтобы убедиться в этом, предлагаю поработать в группах со словарями и детской энциклопедией  «Я познаю мир».

I группа. – Послушайте, какой разговор между 2-мя мальчиками-спортсменами состоялся:
– В этом году на соревнованиях области я обязательно победю … нет побежу….– замялся Влад.
– Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,– засмеялся Саша.
– А как же правильно сказать?

В ы в о д. Глагол победить в 1-м лице не употребляется. Так же в 1-м лице не употребляются: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду побеждать.

II группа. - Объясните значение подчеркнутых слов, используя толковый словарь В.Даля.

За столом сказала мать:

Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

А болтать ногами можно?                 

— Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами. ( многозначный глагол) Подберите синонимы к этому слову

(из «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова:

Болтать – делать движения из стороны в сторону конечностями.

Болтать, говорить без толку, пустословить.

Синонимы к слову болтать: балабонить, балагурить, калякать, разводить бобы (рацеи, антимонию), тараторить, щебетать, пустословить, трещать, точить лясы, лепетать, лопотать, молоть вздор, молоть языком; городить (нагородить), говорить лишнее, переливать из пустого в порожнее, язык чесать.

В ы в о д. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.

III группа.  - Объясните значение подчеркнутых слов, используя толковый словарь В.Даля.

За столом сказала мать:

Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

А болтать ногами можно?   

Найдите в  словаре значение фразеологизма «Болтать языком»       

    Вывод.    Фразеологические обороты делают нашу речь более яркой и образной.   

IY группа. – Послушайте, какой разговор между 2-мя мальчиками-спортсменами состоялся:
– В этом году на соревнованиях области я обязательно победю … нет побежу….– замялся Влад.
– Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,– засмеялся Саша.
– А как же правильно сказать? Какие еще глаголы не употребляются в 1 лице?

В ы в о д. Глагол победить в 1-м лице не употребляется. Так же в 1-м лице не употребляются: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить, нельзя дерзить, можно шелестеть.

8. Информация о домашнем задании

9. Итог урока. Рефлексия.

(Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности)

- Какую ставили учебную задачу?

- Смогли вы сегодня добиться поставленных целей?

- Как оценим работу класса? Отметьте по шкале достижений.

(Дети отмечают на доске)

-Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке» и скажите друг другу «спасибо», «молодец». Спасибо за урок, все молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ant-calashnick2013

Бесплатный хостинг uCoz