Калашник А.Д.

МОУ «Прибрежная ООШ Новооскольского района

Белгородской области

Тема: Звук [щ’], буквы Щ и щ.

1класс, УМК «Школа России»

Цель урока: создать условия на уроке для ознакомления с новым звуко и буквой

Задачи урока: способствовать усвоению алгоритма характеристики звука: продолжить работу по формированию регулятивных УУД (формулировка самими учащимися учебных задач урока и их решение, обучение самоконтролю и самооценке); содействовать развитию познавательных УУД, воспитывать навыки учебного сотрудничества.

Учебные материалы: Музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима»; карточки с буквами л, с, ш, к, г, а, о, у, и, ы для игры «Живые буквы»; зрительные метки с буквами; иллюстрации «На что похожа буква Щ», роща, чаща, лещ, щегол; учебник; цветные карандаши, счетные палочки; план анализа звука; карточки со словами  и схемы слов для работы в 4 группах постоянного состава; сказочный герой Емеля, снежинки для рефлексии.

ХОД УРОКА

  1. I.     Организационный момент

(Личностные УУД: эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

-Проверим готовность к уроку. Встали красиво, подравнялись.

Музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима» 

Смотри: волшебница-зима
Детей во двор всех вызывает,
Чтоб на уроках не бывали...
А где ж зарядка для ума?
Ой, ты, зимушка-зима, погоди!
Наших деток
ты с уроков не зови!
Ведь они еще
хотят почитать!
На уроке не придется им
скучать!

-  Улыбнёмся мы Зиме, друг другу и с хорошим настроением начнём урок с упражнений на дыхание.

  • Вдыхаем морозную свежесть носом, выдыхаем ртом (3–4 раза).
  • Сдуваем снежинки с рукавичек (3 раза).
  • Наши руки замерзли, согреем их дыханием (3–4 раза).

II.  Актуализация знаний. Повторение изученного материала. Игра «Живые буквы».

(Коммуникативные УУД: взаимодействие со своими одноклассниками.

Познавательные УУД: отбор и структурирование информации)

10 учеников подходят к экологическому панно, каждый берёт по одной карточке с буквой и выходит к доске. У доски дети выполняют задания, остальные проверяют правильность выполнения.

- Расскажите каждый о себе (я – звук «Л» согласный непарный звонкий, могу быть твёрдым или мягким, т.е. парный по твёрдости-мягкости.)

- Разделитесь на 2 группы. По какому признаку вы делились? (гласные – согласные)

- Встаньте парами, чтобы у вас получились слоги. (класс читает)

- Поменяйтесь местами и составьте новые слоги.

III. Определение темы и целей урока

(Личностные УУД: развитие произвольного внимания.

Познавательные УУД: формулирование темы и цели урока, доказательство своей мысли)

- Посмотрите внимательно на «Зрительные метки». Какую новую букву вы увидели? Кто уже догадался и может назвать тему и цель нашего урока? (будем изучать новую букву и звука «Щ», учиться читать слова и предложения с новой буквой)

- Это и есть тема сегодняшнего урока: "Звук [щ’]. Буквы Щ, щ".

IV. Исследование буквы и звука. Работа в парах.

(Познавательные УУД.: анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Коммуникативные  УУД: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.)

1) Исследование буквы.

-На что похожа буква Щ? (иллюстрация на доске)

На расчёску Щ похоже.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

Ученики конструируют буквы из карандашей и счетных палочек. Работа в парах

2) Исследование звука.

- Давайте исследуем этот звук и дадим ему характеристику. А работать будем в парах по следующему плану.

На доске план:

1. гласный ? согласный

2. твердый ? мягкий

3. звонкий ? глухой

4. парный ? непарный

– Этот же план лежит у вас на партах. То, что подходит для характеристики нового звука, обведите в плане простым карандашом. Если вы выполнили задание, покажите знаком вашу готовность.

Вывод: согласный, шипящий, глухой всегда мягкий. Звук (щ) на письме обозначается буквой "Щ, щ".

 Какие же вы все молодцы! И с этим заданием справились.

V. Чтение слогов и слов с доски со звуком [ Щ]. Деление слова на слоги. Работа в группах.

(ЛичностныеУУД:  умение работать в группе.

Коммуникативные  УУД: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД: исследование, отбор и структурирование данной информации)

В каждой группе карточки со словами и слогами: ща  ще  щу  щи  клещ  плащ  помощь  щенок щёки  щука  овощи

Задание:

1 группа –выберет слоги

2 группа – найдёт и прочитает слова с 1 слогом

3 группа -  с 2-мя слогами

4 группа -  с 3-мя слогами

VI. Физкультминутка музыкальная

(Личностные УУД: укрепление здоровья младших школьников

Регулятивные: формирование чувства прекрасного, ритма, пластики и эстетических чувств.)

VII. Работа в учебнике

(Личностные УУД: формирование познавательных мотивов учения.

Коммуникативные  УУД: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.; формирование  умения слушать и понимать других; формирование умения работать в паре.

Регулятивные УУД: умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

Предметные УУД: развитие техники чтения)

- Возьмите «Азбуку», положите перед собой и откройте там, где у вас закладка (с. 63).

- Попробуйте составить план нашей работы в учебнике на этой странице. (Читаем слоги, затем слова и предложения)

1) Чтение слогов и слов в учебнике

- В самом верху страницы читаем слоги и слова жужжащим чтением, вполголоса.
А теперь – хором по слогам, целыми словами. (Дети читают.) Все ли слова были понятны?
2) Словарная работа и работа со схемами слов в группах.

- Объясните смысл слов:

– роща (небольшой лиственный лес),
– чаща (густой, частый лес),
– лещи (пресноводные рыбы с плоским телом),
– щегол (певчая птица из отряда воробьиных, с пестрым оперением).

На доске появляются соответствующие рисунки.

Работа в группах. На столе у каждой группы лежит схема слова. Задание: найти, к какому из рассмотренных слов подходит ваша схема. Докажите.

3) Чтение скороговорок сначала медленно, затем быстро: 

Щуку я тащу, тащу

Щуку я не упущу.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

- Какой звук повторяется в скороговорке?

4) Работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы по иллюстрации.

- Рассмотри рисунок. Иллюстрация к какой сказке на рисунке? («По щучьему велению»)

- Что случилось с героем?

-Кто помнит волшебные слова для исполнения желания?

Сколько желаний исполняется в русских народных сказках?

5) Появление сказочного героя  Емели.

- Нашей щуке нужна помощь. Волшебница Зима заморозила прорубь, где живёт щука. И как в любой сказке необходимо Емеле преодолеть 3 испытания, чтобы освободить щуку.

Емеля:

«Ой, ребята, поможет

Все желанья мне исполнить?»

- Поможем? (поможем)

Испытание первое: Найди и принеси , Емеля, витамины.»

- Где же, ребята, мы возьмём витамины для щуки? А витамины – это слова-отгадки в учебнике на с. 64.

6) Дети читают загадки, находят в учебники картинки-отгадки. Работа в группах.

Первая отгадка - морковь. Медики всегда славили морковь . В моркови содержится витамин А, улучшающий зрение.

Вторая отгадка - лук. Лук - витамины С, Б, эфирные масла, которые убивают микробы. В старину разрезали луковицы пополам и ставили в разных местах комнаты с тяжелобольными людьми. Запах лука убивал микробы.

Третья отгадка- капуста. Пифагор уверял, что капуста придаёт человеку бодрость и хорошее настроение. Также капуста великий борец с микробами.

Четвёртая отгадка - репа. В репе очень много сахара и витамина С, очень полезного для организма.

Перед вторым испытанием проведём физкультминутку.

VIII.  Физкультминутка для глаз на офтольмотологическом тренажёре

(Личностные УУД: укрепление здоровья младших школьников)

 

Испытание второе: «Найди слова на мою букву»

7) Работа в парах. Вполголоса прочитать друг другу стихотворение. Назвать слова с буквой "Щ." Взаимопроверка.

Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке
Да у щётки половой
Палка есть над головой
Палка щёлк щенков с плеча
Два щенка ушли ворча.

Разбор стихотворения, выделения главной мысли.

Испытание третье найдёшь на странице 65» учебника "Азбуки".

8) Фронтальная работа. На рисунке вещи: ящик, щётка, плащ, клещи. Назови и объясни, для чего нужны они.

IХ. Итог урока

-Чтобы убедиться, что мы хорошо усвоили новый материал, поиграем

Игра «Кто самый внимательный?».
- Я буду называть слова. Если в них вы услышите звук [щ’] – хлопните в ладоши.

Учитель называет слова: шелк, шептать, щекотать, цапля, Щелкунчик, честный, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы.

 

ХII. Рефлексия  

(Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.)

- Молодцы, ребята!  Со всеми заданиями вы справились. Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно понравилось? В чем вы испытывали трудности? Как думаете, почему?

- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что работал очень хорошо и всё понял и запомнил, прикрепите свою снежинку на экологическом панно. Кто считает, что ему не всё понятно, нужна помощь друга, прикрепите свою снежинку на доске. А кто совсем не запомнил новую букву, оставьте снежинку на моём столе.

 - Вы все, ребята, хорошо потрудились, и на нашем панно пошёл снег из наших снежинок. Спасибо вам за урок!

 

 

 

© ant-calashnick2013

Бесплатный хостинг uCoz